ТАНЕЦ «ДОЖДЕВЫХ КАПЕЛЬ»

 

Сегодня мы расскажем об одной из самых первых молодежных субкультур, появившихся в нашем городе, брейк-дансе. Нашей газете удалось выйти на человека, понимающего в нем больше любого другого братчанина. Константина «Локоса» Лота можно считать зачинателем брейка в Братске. Он известен и тем, что уже более двадцати лет руководит студией танца «Дождевые капли», неоднократно организовывал и проводил фестивали, чемпионаты по брейку. Константин оказался и прекрасным рассказчиком.

***

- Расскажите, когда вы узнали о брейке и как все началось?

- Был 1985 год, когда я первый раз увидел некое подобие брейка. В городе праздновали день молодежи, и на площади в Энергетике проводили дискотеку. Мне тогда было 22 года, и как все парни моего возраста, отдыхал с некоторым количеством алкоголя в шумной компании. Так вот, танцуем на этой дискотеке – и смотрю: мой друг Серега как-то странно двигается, ну, думаю, перепил парень. Спрашиваю его, типа «что с тобой?». А он «да ты что, это ж брэк». Не брейк, а брэк! Тогда многие английские слова коверкали. Вот так я первый раз услышал о брейке, но тогда еще не придал этому большого значения…

- А когда же начали заниматься?

- Поскольку тогда еще существовал железный занавес, то практически никакой информации с Запада не поступало, в том числе и о молодежных движениях, музыке и т.п. Была единственная программа на телевидении – «Утренняя почта», которая иногда показывала иностранные клипы. Вот это старался не пропускать, и однажды там выступила команда брейкеров – все 3 минуты их выступления, не отрываясь, смотрел в телевизор… Эффектные вертушки произвели на меня огромное впечатление.  Когда все закончилось, решил для себя – хочу так же.

- Но научиться было, вероятно, негде…

- Конечно, более того, не было никакой информации. Это сейчас достаточно зайти в интернет и найти сотни страниц описания техники или различные видеоруководства. Поэтому, когда набралась нас небольшая компания – 5-6 человек, то до всего начали доходить сами.

Помещения не было, выступали-тренировались на улице, где сразу же собиралась огромная толпа, чтобы посмотреть на удивительный танец. Нас гоняла милиция, были неоднократные приводы в участок. Однажды даже чуть не забрали магнитофон… Постепенно собрались единомышленники. Уже позже мы узнали, что в городе, помимо нас, существуют и другие такие группы, увлекшиеся танцем – их было три. Восстанавливая временные периоды, я посчитал, что заниматься мы начали примерно в одно время. Через какое-то время наладили контакты, но своих секретов конкурентам никто не выдавал.

- Была ли у брейка идеология, по аналогии с рок-музыкой?

-  Брейк был уходом от советской действительности, бунтарством. Его идеологию выразил Африка Бумбата во фразе «Брейк помогает разбираться танцем, а не стволами». Существует легенда, что уличные банды делили территории таким способом… Я, правда, думаю, это лишь красивая история…

- Как возникла первая студия брейк-данса в Братске?

- Ее организовал я. Студия называлась «Дождевые капли», которая существует и по сей день. Я тогда работал на КБЖБ слесарем, и активистки нашего отдела (зная, что я занимался народными плясками) придумали, чтоб я вел у детей кружок танца. Отказывался, но в итоге начальство сказало – надо, и пришлось согласиться. Дали под мое начальство 3-й класс школы №34. Специально взял самую хулиганистую группу, отвязную. И начали заниматься. Впоследствии студия «Дождевые капли» много раз становилась победителем как городских чемпионатах, так и на более престижных – красноярских, новосибирских.

Через пару месяцев возникла вторая городская студия, организованная ребятами из управления строительством, там тоже были несколько фанатов брейка. И началось – интерес молодежи, громадные группы желающих обучиться, первые чемпионаты, на которые, кстати, приходило значительно больше зрителей, чем сейчас.

- А что произошло затем, когда схлынул первый интерес?

- Да ничего особенного… Просто на запись в студию брейка приходило намного меньше желающих записаться. Например, ко мне в лучшие годы приходило по 100-150 детей за сезон, затем это цифра снизилась до 30-40 человек. Все стабилизировалось – остались лишь те, кто занимался не по велению моды, а потому что считал брейк своей культурой.

В 1996 году, когда в программе «До 16 и старше» начали показывать батлы от «Буги Крю», интерес снова вспыхнул на некоторое время. Плюс появился хип-хоп, который является потомком брейка.

***

- Все ясно, давайте теперь поговорим о настоящем. Расскажите о последнем городском чемпионате, вы, насколько знаю, там присутствовали.

- Конечно, как тренер «Дождевых капель» и организатор. Чемпионат прошел около месяца назад, на нем свое мастерство показали пять команд: из Вихоревки, Усть-Илимска и Братска. В групповом первенстве победил «Квартал» - сборная команда, там есть представители трех городов.

Чемпионат проходил два дня – личное первенство мы провели одновременно с шоу «Автозвук», на стадионе «Металлург». Как потом мне говорили, получилось не очень… В принципе согласен, было слишком много мешающих факторов. Во-первых: ветер, пыль. Во-вторых, необходимость соотносить график выступлений с автомобильным шоу: мы были вынуждены делать долгие перерывы. Второй день был уже во Дворце творчества – командные батлы и «2 на 2». Учитывая, что финансирования хватило лишь на несколько подарков победителям, считаю, все прошло нормально.

- Какие дальнейшие планы?

- В июле, возможно, поедем в гости к усть-илимцам. Судьями на их чемпионате выступят необычные гости – чемпионы мира по брейк-дансу! В прошлом году сборная Питера выиграла мировой турнир…

Затем, 6 ноября будет день рождения «Дождевых капель». Каждый год в этот день во ДДТМ проходит «Фиеста», на которую обычно приезжает много гостей из других городов.

- Вы, можно сказать, пережили всю историю брейка в городе... Есть желание как-то запечатлеть воспоминания?

- Да, сейчас пишу книгу. Она будет посвящена как раз этому – истории этого танца в Братске. Будет затрагиваться и российское, мировое развитие брейка. Кстати, у меня диплом был на эту же тему.

- Как вы считаете, не станет ли брейк мертвым танцем?

- Не думаю. Периоды расцвета и угасания интереса уже давно пройдены. Сейчас в брейк идут осознанно, те, кому это действительно интересно. Я считаю, что он занял свое место, и положение дел будет оставаться таким же еще долго.

Роман Августовский, фото автора