ПО ВОЛНАМ ВОСПОМИНАНИЙ И ГРЕЗ

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало: http://pressmen.info/art/20_10_velo.htm, http://pressmen.info/art/21_10_velo.htm, http://pressmen.info/art/22_10_velo.htm, http://pressmen.info/art/23_10_velo.htm.

День десятый

На следующее утро мы тронулись в обратный путь, шли легко и весело и к обеду были возле кафе. Денег за хранение велосипедов с нас не взяли – за это большое спасибо. Одно плохо – кончился хлеб, а в кафе нам много не продали – у самих дефицит. Двинулись дальше, и сразу же пошел сплошной двадцатикилометровый подъем. Но перевал взяли легко. Люба так вообще ехала как танк, порой казалось, что она с рождения на велосипеде – так споро шла вверх.

Машины с семьями, микроавтобусы с туристами останавливались и очень дружелюбно расспрашивали нас: кто мы и куда едем. Еще фотографировали. Это выглядело смешно: сигналят, а в каждом окне по несколько камер, потом останавливаются, выходит толпа народу, еще фотографируются с каждым в отдельности. В общем, на тот момент мы были «звездами».

К шести вечера мы достигли озера, где берет свое начало река Ока. Там нас застал ливень и серьезный прокол камеры - застряли на полтора часа. Отъехали мы немного, и вдруг резкий непонятный свис… У Любы лопнула покрышка прямо по центру. Ремонт занял много времени, и мы, проехав совсем немного, встали на ночевку у родника. Спали на очень толстом мху, как на перине. Это была единственная ночь за все путешествие, во время которой бока не болели.

Это было очень красивое место – начало реки Оки. Она течет с ледника Мунку со стороны Монголии. Снова стало досадно, что мы не завершили восхождение, так бы увидели и Монголию, и исток Оки. Однако любоваться красотами здорово мешали комары – они тут летали тучами, воздух казался черным, и, казалось, что они съедят нас заживо. Но больше этой напасти мы боялись, что Любе из-за покрышки придется сойти с трассы. Нам нужен был кусок резины, той самой, что на наших обочинах валяется в избытке. Тут же, в Бурятии, на обочинах не валяется ничего! Заклеили дырку большими заплатками и кусочком коврика. Колесо стало выпуклым в одном месте, но велик шел, а это было главное.

Еще одно наблюдение – местные святые места. Буряты обязательно останавливаются возле них, что-то шепчут и разбрасывают. Мы спрашивали у местных, зачем они это делают? Выяснилось, что так они просят помощи у духов дороги.

День одиннадцатый

На следующий день прошли всего 95 км и приехали в Орлик. Встали перед поселком на красивейшем изгибе реки, возле скалы. На подъезде догнали двух огромных лошадей рыжей и черной масти. Они клали голову на шею другому, нежно кусаясь при этом. Видно было, что у них любовь. Мы пытались их объехать, но они бежали впереди нас. В одном месте дорога расширилась, и мы кое-как обошли эту красивую пару.

От кустарников не осталось и следа – вокруг росли огромные березы и другие необхватные деревья. Видели стада яков, а один малыш внезапно промычал в след  сочным низким басом, так что мы невольно рассмеялись. Встретили коров. Невероятно, но они прыгали! Животные сами себе пасутся, и звон их колокольчиков сопровождал нас повсюду.

На этой стоянке мы переделали массу неотложных дел: «почистили перышки» (стирка, просушка вещей, ремонт велосипедов, рюкзаков, смазка цепей). А вечером наблюдали аистов, уток с красной грудью, еще каких-то неведомых птиц. Река тут была очень широкой, но мелкой: коням по колено.

День двенадцатый

Утром не торопясь собрались, нужно было запастись припасами. Только въехали в поселок, сломался багажник. Нашли сварщика и еще через 15 минут решили эту проблему. Но в этот день нас просто преследовали проколы, мы просто потеряли им счет. При этом в поселке были очень чистые улицы.

На почте обнаружили таксофон – позвонили родным. Сделали закупки. Нашли и запчасти к велосипедам. Хозяин магазина даже согласился доставить новую покрышку за сутки с накруткой в 50%. Заказ сделали по сотовому водителю маршрутки, который выезжал сюда.

Кормят вкусно и недорого. А вот все привозные продукты довольно дорогие: за литровую банку «Кулера» просят 64 рубля. Как вам цены? Но в поселке нет пьяных, а тот единственный, который нам попался, рассказал, что у него ночью внучка родилась, и извинился за свое состояние. В целом люди очень дружелюбны, хоть и преисполнены ненапускной солидностью. Поселок производит впечатление процветающего: строятся новые дома, нет брошенных, стоят стеклопакеты, есть сайдинг и другие признаки цивилизации.

Но как бы нам здесь не нравилось, нужно было двигаться дальше. Выехали поздно, но это не помешало уехать на 40 км от Орлика. Могли и больше пройти, но получили приглашение переночевать на ферме «Летний Хутел» у семьи животноводов. В ограде поставили палатку и, угостившись парным молоком и сметаной, разговорились о местных обычаях.

Понравилась такая легенда. Существовала граница между двумя родами и лежала она по реке. Охраняли ее два богатыря - два брата. Были они очень сильны, но однажды поссорились и устроили дуэль. Стреляли они из лука друг в друга, стоя каждый на своей горе и попали друг в друга одновременно. Один пал, и его кровь залила гору, и гора до сих пор вся красная. Второй, падая, успел попросить помощи у реки. Вода подхватила его и превратила в царя тайменей. Теперь местные жители видят порой сквозь прозрачную воду спину огромного тайменя длиной в 4 метра!

Старший сын наших гостеприимных фермеров, Николай, оказался очень общительным и много чего нам рассказывал, в том числе и забавного. Вот одна история: недалеко от фермы стоит несколько деревянных столбов, раскрашенных в яркий цвет. Туристы вешают на эти столбы ленточки, чего-то загадывают. А это просто коновязь.

День тринадцатый

Утром следующего дня мы тепло попрощались с хозяевами и двинулись в путь. Все машины, попадающиеся нам по пути, как одна останавливались, а водители сообщали, что дальше дороги нет. Мы показывали карту с дорогой, но нам разъясняли, что она существует только для очень крутых вездеходов. И это, как выяснилось, было чистой правдой.  Мы стали свидетелями того, как три вездехода, миновав болото, все-таки оказались в грязевой ловушке. 48 км до Хойто-Гола мощная техника обычно проходит часов за восемь. И это в лучшем случае.

Здесь броды по грудь, в болоте трясина по пояс, местами топь выше колена. Кто рискнет идти этот маршрут на велосипедах, должен знать, что двигаться надо по ручью, пока он не отвернет, затем будет топь, но с кустарниками, поэтому сильно не провалишься. Сразу за болотом (не спешите умываться) будет грязевая падь, а через километр ручей – вот там и ополоснетесь. Часто встречаются  подъемы с 45-градусным уклоном. Пеньки до 15 см на дороге обычное явление, но пусть это вас не беспокоит - булыжники все равно разогнаться вам не дадут. Центр колеи продран мостами, и похоже на ванну, заполненную вязкой грязью. По лесу этот участок не было никакой возможности обойти.

Так вот, за этот день (с 8 до 22 часов) мы прошли 35 км. У нас лопнул багажник в двух местах, было два прокола, часть вещей намокла. За час до того, как встали на ночевку, слышали рык медведя. Палатку устанавливали под дождем, который лил как из ведра. Было, кстати, весело, мы находили в себе силы шутить и смеяться.

Перед нами двигались двое велосипедистов (парень с девушкой), у них повреждения велосипедов достигли критического уровня, и они, оставив технику в лесу, пошли пешком до Хойто-Гола. Увидеть их мы так и не смогли, но были наслышаны о их передвижении: в тех местах жизнь течет неспешно, новостей мало и они передаются из уст в уста.