ПО ВОЛНАМ ВОСПОМИНАНИЙ И ГРЕЗ

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало: http://pressmen.info/art/20_10_velo.htm , http://pressmen.info/art/21_10_velo.htm, http://pressmen.info/art/22_10_velo.htm.

День восьмой

Утром проехали совсем чуть-чуть и встретили первый снег, говорящий о близости гор с ледниками, потом сооружение, обозначающее территориальное разделение и с названием наверху АХА, а недалеко от него и кафе, обозначающее определенную веху в нашем путешествии.

Тут мы переложили вещи в походные рюкзаки. Велики оставили в кафе, точнее, в его дровянике, под  присмотром  персонала и двинулись по левой стороне белого Иркута.

Так мы начали свое восхождение на Мунку. Коротенькая справка: Мунку-Сардык - самая высокая вершина Саян, 3498 метров. Шли бойко, но, не отказывая себе в посещении интересных мест, стоянок, претендующих на туристический музей, чувствовалось, что у тех, кто делал такие красивые вещи, были и время, и талант.

Первые и последние люди, кого мы встретили на Мунку, была группа геологов – несколько молодых  парней, девушка и мужчины постарше. Стоянку мы устроили не рядом с ними (вокруг их лагеря был уклон), а выбрали место поудобнее. Вечером устроили фуршет (сварили к обычному рациону кедровые шишки) и пораньше легли спать.

День девятый

Встали рано и после небольших сборов двинулись к вершине. Ну, не писатель я, не могу красиво излагать, понятия не имею, как описать мир чистых и звенящих ручьев,  исчезающих в ярко-зеленой траве, купающихся в жарках, как рассказть о необыкновенной легкости души и тела. Может, только меня раз за разом восхищают белые ледники в распадках над ручьями,  когда вода вырывается из синевы ледника в жаркую долину. Как приятно стоять под теплыми лучами солнца на снегу, созерцать горы и вдыхать их воздух, наполненный ароматом жизни!

А мне хотелось этот воздух ложками есть, настолько вкус его неповторим и сказочно сладок! Вода в каждом ручье  с разным вкусом, но тоже сладкая.

Путь нетрудный, иди да иди себе по тропинке, хочешь - вдоль ручья, хочешь - по плоскогорью… Наверх лучше подниматься по одной тропинке, а спускаться по другой. Прошли ступени - подъем состоит из нескольких платформ, почти горизонтальных, длиной в километр и небольшим углом подъема, а между платформами, как и положено, крутые подъемы  метров по триста. На каждой ступени свой вид. На последней, перед озером, между осыпями камней, есть «плюшевое» место, контраст горам, ровное место, большой луг, трава на нем очень густая  и пружинит, ноги утопают, тут же бежит ручей,  медленно и спокойно обтекая камни альпийского луга. Встретили кедр с шишками, которые висели над землей на высоте сантиметров тридцати, и на уровне роста мешок можно было собрать. Рвать не стали, жалко было такую красоту портить.

Сначала наш путь лежал по руслу реки. Потом мы шли по Царству Деревьев. Огромных, красивых. Их сменили кустарники, карликовые березы. Затем пришли в Мышиное Царство – писк зверюшек стоял неимоверный, они постоянно будто перекрикивались. Далее - Царство Камней. И последнее царство – это Царство Снега и Льда. Я именно так увидела Мунку-Сардык – многоликим и красивым. Я понимаю, что это первая моя гора, что могут быть места и красивее Мунку, но для меня открылся новый мир – мир гор. И я влюбилась в него. Сейчас, когда я пишу эти строки, а мне раз за разом снится Мунку, его камни, снега и вершины, я снова хочу туда.

Дальше мы вышли к озеру и начали подъем. Заходили к памятнику слева. Его установили совсем недавно, погибшей здесь девушке, ее звали Люба. Нужен был небольшой привал - Света упала (под ней перевернулся камень), и у девушек стала нарастать паника. Нужно было перевести дыхание.

Еще не дошли до памятника, небо начали затягивать грозовые тучи. Когда вышли к цели, горизонт стал черный. Кто бывал здесь, тот знает, что от этого места, где мы находились, до вершины рукой подать, а у нас внезапно - видимость ноль, град и сильный дождь. Я испугался за членов команды и развернул группу: сырые камни на такой высоте быстро могут обледенеть, к тому же полное отсутствие видимости и опыта у девушек склонили меня к такому решению. Вот так вот у нас от этого восхождения в душах остался маленький червячок, который точил нас постоянно: могли подняться, но не дошли. Считаю, что нам стоит вновь туда вернуться и довести дело до конца.

Пока спускались, дождь прекратился, ближе к озеру погода стала вообще прекрасной. Такая быстрая смена погоды выглядела странно только на первый взгляд, но местные жители знают, что по-другому здесь не бывает.

Меня же все время не оставляет мысль о том, что наш ангел весь путь ревностно охранял и защищал нашу группу. Спуск он и есть спуск, легкий и приятный, тем более, что большую его часть мы прошли по леднику.