ВСЯ ПРАВДА О СОБАКАХ ДОЖДЯ, БЕЗУМНЫХ ГОДАХ, СИРОТАХ И ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ

 

Издательский дом «Азбука-классика» преподнес большой подарок всем любителям настоящей музыки. На русском языке вышел сборник интервью Тома УЭЙТСА «Невиновны во сне».

Трудно представить себе большего оригинала в современном искусстве, чем Уэйтс. Любители точных определений и ярлыков беспомощно стоят в стороне. Во времена расцвета тяжелой музыки и панк-рока Уэйтс пел под рояль свои баллады  о людях дна, и здесь возникают параллели с другим большим оригиналом – Чарлзом Буковски. Собственно, что Буковски, что Уэйтс от героев своих произведений в те времена сами недалеко ушли. А к восьмидесятым годам у Уэйтса формировался свой – абсолютно неповторимый – стиль, аналогов которому в современной музыке – нет. Уэйтс создал свою музыкальную вселенную, где находится место классическому джазу и блюзу, авангардным изыскам и проникновенным балладам, экспериментам со звуком (в поисках нового звука Уэйтс иногда изобретает собственные музыкальные инструменты) и арт-кабаре. А помимо этого Уэйтс снялся в фильмах Джима Джармуша, Роберта Олтмана, Френсиса Копполы. Занимался театральными постановками. Но главное – Уэйтс остаётся верен себе, предпочитая заниматься тем, что ему интересно. При этом музыкант знает себе цену и не раз судился с фирмами, которые пытались использовать его музыку для рекламы товаров.  В альбоме «Real Gone», будучи превосходным пианистом, принципиально отказался от использования клавишных, потому что: «Руки - они как собаки, всегда стремятся попасть туда, где они уже были. Нужно быть начеку, когда музыка из ума переходит в пальцы – ведь пальцы всегда тянутся на привычные счастливые места. Нужно заставлять их избавляться от привычек, или ты никогда больше не откроешь ничего нового; и будешь всю жизнь играть то, в чем ты уверен и что доставляет тебе удовольствие. Я учусь избавляться от этих привычек, играя на инструментах, о которых ничего не знаю, вроде фагота…»

«Невиновны во сне» – сборник интервью, взятых у Уэйтса в разные периоды: от семидесятых до наших дней. Неподражаемая манера общаться, запредельное чувство юмора раскрывают Уэйтса с новых сторон, помогает понять музыканта, узнать множество фактов из весьма бурной жизни и немного разобраться в том, как же создаётся эта удивительная и странная музыка…

И чуть-чуть от себя лично. Последние лет пятнадцать нет для меня человека в музыкальном мире более важного, чем Том Уэйтс. Приятно жить с такими людьми в одно время и на одной планете. Бывают люди, интерес к которым с годами становится только сильнее. Том Уэйтс – один из таких. И эта книга – продолжение знакомства.

Сергей Анисимов