НАМ ВНОВЬ НУЖЕН СПАСИТЕЛЬ

 

Гастроли красноярского театра оперетты прошли в ТКЦ «Братск-Арт» и во Дворце искусств. Было показано четыре серьезных постановки: «Ханума», «Юнона и Авось», «Дамских дел мастер», «Иисус Христос – суперзвезда» и два детских спектакля «Аленький цветочек» и «Новые приключения Буратино».

Завершились гастроли в Пасху рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда». Кстати, как рассказал руководитель театра Сергей Лутошкин в предыдущем городе, котором они побывали (Усть-Илимск) постановка была показана на Вербное воскресенье. Специально под эти праздники время не подгадывали, просто так удачно вышло. Я решил сходить на легендарную постановку, но перед этим задал Лутошкину еще несколько вопросов.

- Каким составом вы приехали в Братск?

- Приехал почти весь основной состав, лишь несколько актеров осталось в Красноярске. И не смогли привезти оркестр…

- То есть музыка под фонограмму?

- Да, конечно, на гастролях приходится только так. Фонограмма же у нас очень качественная, она предоставлена Санкт-Петербургским театром оперетты.

- Насколько я знаю, вы в Братске не впервые.

- Уже четвертый раз. А вот приедем ли еще, сложно сказать, инициатором гастролей всегда был я, но скоро собираюсь покинуть театр. Как будет действовать новый руководитель, неизвестно.

- А разве вы, так сказать, не завещаете продолжать свое дело?

- Нет. Пусть все сами решают.

- Какие особенности у рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»?

- Для этой постановки очень важны вокальные данные актера, исполняющего роль Иисуса. Такой актер у нас есть – Петр Приходько, заслуженный артист России. Он играл Иисуса не только в нашем театре, а еще и в Барнаульской музкомедии.

Еще одна особенность - публика, которая приходит на оперу. Это либо молодежь, любящая рок, либо люди уже в возрасте, помнящие зарождение жанра.

***

«Иисус Христос» - постановка, которая требует масштабности. Во время некоторых действий в массовке собирается 20-30 актеров. Каждый из них активно обживает сцену, создавая нужный фон для основного действия. Сложные декорации подчеркивает эпичность происходящего.

Главные герои спектакля – Иисус и Иуда; именно с партии последнего и начинается действие. Иуду принято считать отрицательным персонажем, действительно, он совершил предательство, но в опере видно, что он старался таким образом предотвратить кровопролитие. Настоящий же злодей – толпа, именно она сначала превозносит своего кумира и учителя, а затем отворачивается, забрасывает камнями и требует «Распять!»…

В отличие от принятых канонов (фильмы и классическая англоязычная «Иисус Христос – суперстар») Пилат, Цезарь, вершивший суд над мессией, показан не таким уж философствующим эстетом. Он довольно легко идет на поводу у толпы и первосвященников Кайафы.

Кстати, первосвященники очень колоритные получись. Их рационализм на фоне душевных метаний остальных героев рок-оперы выглядит зловеще. Единственное, что постановка немного пренебрегла черным юмором англоязычной версии, в которой его создатель Тим Райс заставляет властьимущих употреблять жаргонные слова, свойственные шоу-бизнесу. Зато понравились эффектные костюмы служителей Кайфы и замечательные голоса, которые даже без обработки компьютером звучат как механические.

Павел Приходько в роли Иисуса убедителен, и его вокальный диапазон очень хорош. Вытягивает даже самые сложнейшие партии. И сумел передать постоянно меняющееся настроение своего героя. В начале Иисус уверен в своих силах, полон жажды действия. Ближе к концу первого акта он видит, что паства воспринимает многое из его учения неправильно. Но исправить уже некогда. После предательства Иуды Христос разговаривает с Богом и говорит, что если бы был второй шанс, он сделал бы все по-другому.

Заканчивается «Иисус Христос – суперзвезда» трагично. Спаситель распят теми, кого пришел спасти. Звучит посмертная песня Иуды, ему вторит толпа.

К сожалению, на спектакль собралось удивительно мало зрителей, видимо, из-за праздника, который предпочли встречать дома. Как и говорил Латушкин, в зале было много молодежи, по одежде ребят можно было судить о их причастности к рок-тусовке.

Однако, те, кто пришли, наслаждались пьесой сполна, аплодисменты сопровождали каждый уход актеров за сцену. Во время перерыва между двумя актами никто ТКЦ не покинул.

В целом спектакль замечательный. «Иисус Христос – суперзвезда» в постановке красноярцев – классическая версия рок-оперы, отличающаяся от оригинала (театра Моссовета) лишь немногими деталями. Музыка – основа постановки, и хотя и не было оркестра, но фонограмма действительно оказалась очень качественная. Так что собравшиеся в «Братск-Арте» о своем выборе не пожалели.

Р. Романов, фото автора