НА СМЕРТЬ ПОЭТА

ИЛИ ЭКСГУМАЦИЯ МОЗГА

 

В прошедший вторник в Интернете была опубликована новая повесть братчанина Александра Кузьменкова «Эксгумация»… Это уже восьмое художественное произведение автора, доступное на его персональной страничке, расположенной на сайте www.proza.ru .

Повесть, как и все остальные произведения Кузьменкова, неодназначная. Нужно быть человеком со стальными нервами, чтобы дочитать ее до конца, и совсем не потому, что написано плохо. Наоборот, перед нами настоящая литература. Дело в беспросветной чернухе, с самых первых слов повести читатель настраивается на эту волну... Как её антипод можно привести творчество писателя Захара Прилепина, о котором рассказывается в соседней статье «А он увидел солнце…» Жизнерадостность в произведениях Прилепина пропорциональна тоске и цинизму, которая наполняет «Эксгумацию».

Действие переносит нас во времена перестройки. Вероятно, А. Кузьменков не случайно так часто пишет именно о 80-90 годах, ведь именно тогда «жесткий соцреализм» был наиболее востребован – неспокойное время давало о себе знать.

Место, куда приезжает главный герой, журналист из Свердловска Роман Баринов, мрачное - город-тюрьма на севере страны. Как бы не были суровы уральские журналисты, такие условия для Баринова в новинку. В магазинах снедь заворачивают в акты задержания особо опасных рецедивистов, сами же преступники свободно ходят по городу…

Цитата: «Север, изволите видеть, – территория депрессивная, взять хоть финнов, живут нам на зависть, зато процент самоубийств больше всех в Европе. А тут еще и лагеря… есть места намоленные, а это место проклятое…».

Вот в таких условиях и приходиться отрабатывать задание редакции – написать очерк о талантливом, но нелюдимом поэте Викторе Ермакове, который там жил в этом городке. Как выясняет Баринов, он неоднократно публиковался в местной газете еще и как писатель. Журналист беседует со всеми, с кем общался Ермаков. Собственно, тут и выясняется, почему повесть называется «Эксгумация». О поэте (единственном ярком творческом человеке городка) помнят немногие. Хотя времени с его исчезновения-смерти прошло мало, что-то немногое рассказать о нем могут лишь самые близкие люди. Вскрытие забытой могилы…

Традиционно, для подчеркивания эмоций в произведениях Кузьменкова используется мат. Его не так много, как прежде и он, вроде, использован только в нужных местах. От повести получаешь сильные эмоции, которые сложно передать словами. Не будучи любителем депрессивной литературы, я все время ожидал, что действие как-то распогодиться, но этого, естественно, не происходит. Заканчивается все порнографической зарисовкой и сентенциями автора о том, что в этой жизни нужно быть очень сильным, чтобы бороться за существование. К последнему утверждению претензий нет.

Р. Романов,

рисунок А. Кузьменкова