ЗРИТЕЛИ ВОПИЛИ ОТ ВОСТОРГА

 

24 апреля в Иркутском музыкальном театре им. Загурского прошло торжественное открытие Второго международного фестиваля «Джаз на Байкале», который растянулся на целых три дня и захватил не только Иркутск, но и Ангарск. Этот проект собрал звезд джаза со всего мира: тут была американская певица Шейла Джордан, музыкант, играющий на губной гармонике, Хендрик Меркинс со своим коллективом «Viva Brazil», вокалистка из Японии Кейко Моришита или, как ее еще называют, «экзотический цветок из Страны восходящего солнца» и многие другие. Не обделил вниманием фестиваль и наш соотечественник, Давид Голощекин, международная величиной в мире джазовой музыки. Организаторами фестиваля стали ангарское ОКБА, продюсерский центр «Джаз на Байкале», комитет по культуре Иркутской области и, конечно, сам музыкальный театр им. Загурского.

Программу первого дня открыл ансамбль иркутского музыкального колледжа. На сцене собрался целый оркестр подрастающих джазменов. Выступили они весьма неплохо, особенно хорошо получалось у девушки-вокалистки. Публика приняла выступление «на ура». Кстати, стоит заметить, что при всем том, что джаз специфическая музыка, у которой не так уж и много настоящих поклонников, зал был забит под завязку, причем самыми разным человеческим материалом от подростков до людей весьма преклонного возраста.

Следующим по расписанию шло полуторачасовое выступление квартета «Viva Brazil». Эта новость стала подлинной радостью для тех, кто любит джаз во всех его проявлениях. Меня же, человека очень далекого от этого музыкального направления, стало элементарно клонить в сон уже через несколько минут после начала заунывных звуков гармошки Хендрика Меркинса. Произведения «Viva Brazil» представляют собой только музыку, причем каждая композиция растянута как минимум минут на десять. Правда иногда вносились изменения, и гармонист (и попутно фибрафонист) Меркинс давал возможность своим товарищам сыграть в свое отсутствие. И тогда мелодии, издаваемые Клаусом Мюллером (рояль), Серджио Брандао (бас-гитара) и Джином Боззи (ударные), звучали куда веселее и ритмичнее. Многие зрители не дождались окончания концерта и покинули театр во время антракта.

После бразильцев на сцену вышла уже знакомая Иркутску по прошлому фестивалю джаза Шейла Джордан. В этот раз певица приехала в Иркутск с определенной целью – она сама уже много лет занимается преподавательской деятельностью по классу вокала, и теперь, с помощью продюсерского центра «Джаз на Байкале» ищет в Иркутске своих будущих учеников, некоторым из которых выпадет шанс продолжить обучение в США. Шейла не ограничивается преподавательской деятельностью, но и активно гастролирует, давая концерты по всему миру.

Первый джазовый день затянулся до глубокой ночи.

На следующий день, 25 апреля, незадолго до начала вечернего концерта, состоялась пресс-конференция с только что прибывшими участниками фестиваля. Пред журналистами предстали: Давид Голощекин (Россия), Алекс Нахимовски (США), Кейко Моришита (Япония) и Дэвид Киковски (США). К сожалению, Дэвид Киковски представлял свой квартет в одиночестве, а Илья Луштак (США) вообще решил не появляться перед пишущей братией. Остальные музыканты, хотя и были очень уставшие после перелетов и бессонной ночи, но разговор вели очень весело, непринужденно, не смотря на языковые барьеры. Скажем, Кейко Моришита, кроме своего японского, ни на каких языках разговаривать не умеет, а переводчиков с ней не было, поэтому речи японки переводил на английский ее соратник и продюсер, мистер Фуджи, а затем на доступном русском японскую мысль излагали уже Голощекин и Нахимовски (он бывший советский гражданин, эмигрировавший в США еще в 70-е годы).

- Госпожа Кейко, чем вызван ваш интерес к этому фестивалю?

- Джаз в Сибири для человека из Японии – это очень интересно, хотя я об этом раньше совершенно ничего не слышала.

- А давно вы занимаетесь джазом?

- Уже на протяжении четырех лет.

Комментарий Давида Головощекина:

- Могу вас всех уверить, что Кейко ровным счетом ничего не знает о Сибири и о России. Она даже не знает, что будет сегодня вместе со мной играть, это выяснилось буквально только что.

- Вопрос для всех музыкантов. Что предшествовало вашему приезду в Иркутск?

- Дэвид прилетел из Москвы, где давал свой концерт в одном из клубов, а Кейко приехала в Иркутск прямо из Токио, с заездом в Хабаровск на двое суток. Я (Давид Голощекин) приехал из Санкт-Петербурга, где и проживаю.

- Музыкант играет музыку, потому что хочет выразить себя и в то же время он мечтает о зрителях. Давид Семенович, что, по-вашему, важнее, самовыражение или понимание зрителей?

- Джаз – это наиболее свободное искусство, оно не связано нотным материалом, чужими музыкальными идеями. Классический музыкант играет чужую музыку (Бетховена, Чайковского, Шопена и т.д.), он просто читает нотный текст, и доносит до вас свои способности. Это работа, она немного рутинная, потому что из раза в раз повторяется. Что же касается джазового музыканта, то в какой бы он ситуации не был – это неважно. Он может быть уставший (как мы, например, сейчас), морально неподготовленный, однако, он всегда хочет попробовать сыграть то, чего еще никогда не пробовал.

- Госпожа Кейко, насколько любим джаз в Японии?

- У нас в Японии джаз очень популярен, особенно в Токио. В стране много своих джазменов, и часто приезжают с концертами американские группы. И, кроме того, японские студии звукозаписи издают огромное количество джаза.

Дэвид Киковски:

- Я выступаю в Японии несколько раз в году, продюсировался у японских музыкантов и многие японские музыканты живут в Нью-Йорке. У них эта музыка невероятно популярна. Когда я выступаю в своем клубе в США, то, как минимум, половина публики – это японцы.

***

Целый час журналисты общались с мэтрами мирового джаза, и, наконец, музыканты ушли отдыхать перед предстоящим концертом. Который вскоре грянул. Было такое ощущение, что зрителей пришло еще больше, чем днем раньше. В этот раз первым вышел ансамбль Хартфордской Академии искусств. Ребята, приехавшие из Америки, были очень молоды: 17-18 лет, а вокалистке только исполнилось 16, но их уже считают зарождающимися звездами джазовой музыки. Около часа квартет американских студентов разогревал публику, и это было только начало. Когда же они покинули сцену, зал буквально вопил от восторга, и действительно было от чего. Но впереди ожидалось еще более яркое представление – на сцену вышли музыканты из разных стран мира: вокалистка Кейко Моришита, Алекс Нахимовски (рояль), гитарист Илья Луштак, барабанщик Адам Нассбаум, Пол Браун (контрабас) и скрипач-флюгельгорнист Давид Голощекин. Их и правда можно назвать мэтрами без всякой натяжки. Играли они просто замечательно, у зала буквально захватывало дух от прекрасного голоса молодой японской дивы и поразительных мелодий музыкантов. Этот вечер взорвал Иркутск, такие аплодисменты и крики радости большинство артистов других жанров, возможно, никогда не услышат. На этот раз неудач, как у предшествующих «Viva Brazil», не случилось, и никто из публики не хотел преждевременно покидать концертный зал.

И это день закончился, но не фестиваль. В третий день была не менее насыщенная программа – выступление квартета Дэвида Киковски в музыкальном театре; джем-сейшен в культурно-развлекательном комплексе «Эстрада» и выступление в ангарском ДК «Нефтехимик» Шейлы Джордан и Бенни Гилсона.

Но теперь уже все позади. Остается лишь ждать следующего фестиваля, который наверняка вновь пройдет в будущем году в Иркутске и непременно превзойдет нынешний.

Станислав Августовский, фото автора.

На снимках сверху вниз: Илья Луштак (США), Давид Голощекин (Россия), пресс-конференция.