ВЫСОЦКИЙ КАК ИКОНА

 

Премьера спектакля «Через поколение», посвященного Владимиру Высоцкому, состоялась в ТКЦ «Братск-Арте». Это совместная работа театра танца «Болеро» и актерской студии «Девятая идея». В полуторачасовой постановке артисты постарались рассказать о творчестве барда, его актерской карьере и жизненных принципах.

Напомним, что в 2005 году театр «Болеро» уже ставил спектакль-биографию. Он рассказывал о жизни известной американской танцовщицы Айседоры Дункан, судьба которой была тесно связана с Россией (http://pressmen.info/art/iced.htm). Получилось на редкость удачно, и впоследствии постановка неоднократно демонстрировалась на крупнейших концертных площадках города. Однако с премьеры «Айседоры» прошло почти шесть лет - зрители уже давно ждали чего-то нового… Вероятно, поэтому и пришла идея объединить свои силы с театральной студией. Последнее сообщество, по сути, является курсами актерского мастерства. Подробнее о них мы рассказывали около года назад, когда они только возникли (http://pressmen.info/art/3_10_teatr.htm). Крупных проектов до спектакля «Через поколение» в сценической биографии студии не было – участвовали в основном в детских постановках.

Перед началом представления зрителям предлагалось ознакомиться с небольшой фотовыставкой, посвященной Владимиру Высоцкому. Она была организована в фойе «Братск-Арта». На ней в числе прочих были представлены и снимки лета 1976 года - когда бард побывал в наших краях. Отдых на Байкале, прогулки по Иркутску...

Но вернемся на сцену. В спектакле задействовано множество актеров, по большей части они безлики. Узнать среди них можно лишь основных персонажей – самого Высоцкого и его жену Марину Влади. Остальные – либо окружение барда, а друзей у него было множество, либо противники. Кстати, в «Через поколение» особое внимание уделяется «травле» Владимира Высоцкого советским режимом. Рассказывается о запретах концертов и откровенно негативных статьях в газетах, журналах.

Спектакль построен таким образом, что актеры показывают зарисовку на какую-то определенную тему, а затем демонстрируется архивный видеоролик, в котором на эту же тему высказывается сам Высоцкий. Например, на сцене развернулось такое действие: журналисты берут у барда интервью, но затем в своих статьях переиначивают все его слова, так как им выгодно… А далее на видео певец выражает свое отношение к подобному в композиции «Слухи».

На мой взгляд, поставка рассказывает о Высоцком со слишком большим пиететом. Ведь его концерты запрещали не только потому, что поэт-песенник «вскрывал нарывы общества». Среди части советской интеллигенции существовало мнение, что творчество Высоцкого попахивает тем, что сейчас называют «русским шансоном» (раньше такого понятия не существовало). Недаром после возникновения «Радио шансон» песни Высоцкого там стали крутить довольно часто…

В спектакле прекрасная любовная линия: рассказывается о знакомстве и женитьбе Высоцкого на французской актрисе Марине Влади. Это один из самых запоминающихся эпизодов «Через поколение» - «Болеро» показали в нем красивый танцевальный номер.

В целом «Болеро» и примкнувшую к ним «Девятую идею» можно поздравить – спектакль удался. Постановка динамична, в ней отличная хореография и неожиданная подача материала. С трактовкой событий можно соглашаться, можно нет. Но, вероятно, если бы авторы показали Высоцкого более приземлено, их не поняли бы зрители… Кстати, на премьеру пришло немало людей в возрасте – тех, кто слушал Высоцкого еще в молодости. После окончания спектакля они аплодировали наиболее бурно и одаривали актеров цветами…

Если вас заинтересовала судьба самого известного автора-песенника СССР, то, вероятно, будет интересно узнать, что вскоре выходит фильм о нем. Причем планируется, что он сам там сыграет! Режиссер Владимир Волошин в своих интервью заявлял, что образ барда будет воссоздан с помощью цифровых технологий.

После концерта удалось побеседовать с режиссером-постановщиком Валентиной Жеребиловой, руководителем студии «Девятая идея».

- Почему вы захотели рассказать именно о Высоцком?

- У меня в семье всегда слушали его песни, родителям они очень нравились. Это увлечение передалось и мне, начала интересоваться Высоцким, читать его биографию. Это был удивительный человек, который успел проявить себя во многих гранях творчества, у него просто поразительная самоотдача.

- Почему у спектакля такое название - «Через поколение»?

- За те тридцать лет, которые прошли после смерти барда, как раз успело смениться одно поколение. Ставя спектакль, мы ориентировались в основном на молодежную аудиторию, пытались заинтересовать ее творчеством Высоцкого.

- Как часто собираетесь показываться спектакль?

- В следующий раз актеры выйдут на сцену 23 апреля, и стоимость билетов будет значительно снижена по сравнению с премьерным показом (начало спектакля в 10 утра).

Роман Августовский,

фото автора и В. Павлова